Смотрю сейчас фотки со Дня Матери в школе. (Если кто не понял, у нас там теремок, а я лиса). Праздник получился умилительный, а я все думаю, что не лёгкая это работа — из болота тащить бегемота (зачеркнуто) внутреннюю хорошую мать. Столько вины обычно идёт вместе с материнством, столько всего не получается или получается не так.
И Мааца я этого сейчас читаю, который про «Комплекс Лилит» и стукнуть его порою хочется чем-то тяжёлым. Как начнёт про «отравляющую мать», так вообще хоть не будьте все такие не правильные мамы. А потом бац — дело говорит, вслушайтесь —
«В корне проблемы «реально существующих матерей» лежат не их недостатки, а их обращение со своими ограничениями и препятствиями, бедами и трудностями. Могут ли они открыто сообщить о своих границах и слабостях, сталкивая тем самым ребенка с неизбежным страданием, которое он может выразить уместными чувствами и таким образом переработать его.»
Маац предлагает мамам брать ответственность, принимать свой выбор и говорить «я не хочу этого», «я занята», «я устала», оставляя фокус на себе, а не перемещая ответственность на ребенка: «не лезь ко мне» (это ты лезешь, а не я не хочу), «ты мне мешаешь» (ты мешаешь, а не я занята), «ты слишком много хочешь» (ты много хочешь, а не у меня нет сил тебе это дать). Признаваться в правде. Потому что ситуации отказа в чем-то ребенку неизбежны и естественны. Просто пережить усталость или нежелание что-то делать у матери ребенку гораздо легче, чем ощущение своей неуместности, неправильности и нелюбви (когда его по сути обвиняют в том, что это он вечно не туда и не тогда лезет, не того хочет и т.д.)
В общем, мамам уставать, не хотеть и прочее — естественно и неизбежно. Но признавая законность этого в себе мы облегчаем не только свое материнство от непомерного чувства вины, но и освобождаем детей от ответственности за наши нежелания и усталость.